История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.


Основная мысль стихотворения листья» onload=»$(document).ready(function(){ga(‘send’, ‘event’, ‘AdsImpressions’, window.location.href, ‘video_essay_center’, {nonInteraction: true});});»/>

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.


В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
вершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

Источник: obrazovaka.ru

Образы первой строфы

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» можно начать с описания его композиции. Произведение состоит из четырех строф-восьмистиший. В основе стихотворения поэт использовал прием олицетворения. Листья рассматриваются автором как живые, мыслящие создания. Все стихотворение построено в форме обширного монолога.

В подробном анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может указать, что построено оно на приеме контраста – радости и грусти воспоминаний о былом; статики, замирания и движения, энергии; умирания и возрождения. В первой строфе произведения описывается зимний лес. Здесь читатель слышит мотивы смирения, тоски, которые еще больше усиливаются частицей «пусть», а также стилистически сниженными лексическими единицами («торчат», «тощая зелень»).


В повествовании на этом этапе отсутствует динамика. С помощью образа сосновых и еловых игл поэт обрисовывает образ людей, которые не умеют жить яркой, полноценной и счастливой жизнью. Им незнакомы страстные порывы и душевные искания, переживания их скудны и бледны. И повторение слова «ввек» еще больше подчеркивает неизменность их мира. Никакие новшества не могут войти в их скучное, однообразное бытие. Также эти переживания поэт усиливает с помощью приема аллитерации – используются шипящие «с», «ш», «щ».

Вторая строфа

Продолжим анализ стихотворения Тютчева «Листья» разбором второй строфы. В ней читатель окунается в мир, противопоставляемый скучному однообразию существования «тощей зелени». Антитеза усиливается с помощью слова «кратко», противопоставляемого слову «ввек». Листья – это символ людей, которые проживают свою жизнь ярко, со всеми переживаниями. Здесь уже автор стихотворения вводит эпитеты («красное лето», «легкое племя»). Быстротечность жизни страстных листьев передается в этой части произведения быстрой сменой глаголов. В начале строфы они употребляются в настоящем времени, а в конце – в прошедшем.

Особенности третьей строфы


Анализ стиха Тютчева «Листья» знакомит читателя с третьей строфой. Здесь поэт изображает те перемены, которые приходят в жизнь листьев с наступлением холодов. Тоска и грусть передаются отсутствием эпитетов, а также использованием тематических олицетворений, обозначающих угасание жизни. Во второй части строфы читатель находит риторический вопрос, который еще больше усиливается с помощью слова «даром». И здесь же поэт предлагает решение проблемы – листья могут улететь вместе с южными ветрами в дали.

Основная мысль стихотворения листья«>

Заключительная часть

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» показывает, что в четвертой, заключительной строфе темп произведения ускоряется. Это достигается поэтом за счет большого количества повторов, а также восклицательных фраз. Здесь Тютчев выражает олицетворения с помощью глаголов, стоящих в повелительном наклонении. Автор снова использует яркие, образные эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»). В этой части стихотворения читатель видит, что листья больше не хотят мириться со своим положением. Они стремятся улететь в неизведанные края вместе с теплыми ветрами. И в последней строке уже слышатся победные интонации, свидетельствующие о сбывшейся мечте («мы с вами летим»). Впечатление усиливается при помощи аллитерации звука «с», который создает ощущение свиста в этих строках.

Как закончился жизненный путь самого Тютчева


В анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может упомянуть и о том, какой же была кончина самого поэта – ждала ли его быстрая смерть, желание которой неявно присутствует в произведении? Возможно, он мечтал о скорой смерти, которая уносит человека подобно ветру, уносящему пожелтевшие листья. Но жизнь Тютчева сложилась иначе.

Уже находясь в преклонном возрасте, поэт пережил два инсульта. Первый случился в декабре 1872 года. Но поэт не захотел прислушиваться к рекомендациям врачей. И уже в январе отправился к друзьям. Это решение оказалось для Тютчева роковым. Во время прогулки с ним произошел еще один инсульт. После второго он уже не оправился. Все время до самой кончины он зависел от помощи близких людей, его организм не выполнял никаких команд.

Основная мысль стихотворения листья«>

Философия молодого поэта

Старости невозможно избежать, как невозможно и преодолеть немощность. В произведении поэт подчеркивает, что в этом периоде жизни нет ничего привлекательного, в нем отсутствует смысл. Юный Тютчев еще не понимал того, что с каждым годом человек набирается мудрости, которая и питает старика богатой пищей для размышлений. В завершении жизни поэт видит лишь только мрак, и поэтому, с присущим ему юношеским максимализмом, призывает ветер как можно скорее сорвать пожелтевшие листья с ветвей.

Основная мысль стихотворения листья«>

Внутренний мир автора


В анализе «Листьев» Тютчева можно рассказать о том, что это произведение открывает перед нами внутренний мир поэта, который не желает мириться с ограничениями старости. Лирический герой надеется, что его жизнь оборвется, подобно сорванным с ветвей пожелтевшим листьям, и что он не станет досаждать окружающим своими бесконечными нотациями и капризами.

Основная мысль стихотворения листья«>

Размышления, на которые наталкивает стихотворение

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» школьник может рассказать о тех размышлениях философского характера, на которые наталкивает это произведение. Можно предположить, что автор произведения боялся состояния, свойственного засохшим ветвям. Он не хотел быть дряблым, беспомощным, костенеть в привычном круге жизни. Тютчев в ярких красках описывает листья. И можно предположить, что поэт считает более приемлемой для себя жизнь, полную свободы. Лучше желтому листу быть сорванным и унесенным в неведомые дали, чем томиться на замерзшей ветке. Поэт сравнивает желтый лист с пожилым человеком, которому, возможно, проще уйти из жизни внезапно, чем влачить существование, полное ограничений.

Основная мысль стихотворения листья«>

Художественные приемы


Теперь необходимо рассмотреть другие особенности произведения, чтобы добавить целостности анализу стихотворения Тютчева «Листья». В 3 классе школьникам еще не задают подобную работу. Ведь в этом возрасте школьники еще не имеют представления о стихотворных размерах. Произведение написано двухстопным амфибрахием. В произведении используется женская рифмовка. Ударение приходится на предпоследний слог.

Строфы разделяются на две полустрофы. Также произведение отличается чрезвычайно богатым поэтическим синтаксисом. Здесь есть и риторический вопрос, и восклицательные предложения, и синтаксический параллелизм, который читатель найдет в третьей строфе («Птички отпели…», «Цветы отцвели…»). Также в произведении встречается и сравнение («Как иглы ежа»). Произведение напоминает, что не стоит человеку мириться с унылой серостью будней. Необходимо всеми силами стремится скрасить свою жизнь, наполнять ее добром, красотой, страстью и эмоциями.

Источник: www.syl.ru

Ф. И. Тютчев «Листья»

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.


Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.


Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Источник: natworld.info

Первостепенный поэт

Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами – Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.

Приступаем к исследованию лирического произведения

План анализа стихотворения Тютчева «Листья» видится нам следующим образом: определяем тему и идею произведения. Оцениваем композицию. Рассматриваем художественные приемы и средства образной выразительности, подводим итог.тютчева листья

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»: тема и композиция

Иван Сергеевич Тургенев называл Федора Тютчева поэтом мысли, слитой с чувством. Он подчеркнул и еще одну особенность поэзии мастера слова: психологическую точность его лирики и страсть как главный ее мотив. В стихотворении «Листья» Тютчев анализ душевных движений сопрягает с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизме: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлений. Очевидно, что темой стихотворения является противопоставление буйных и ярких чувств холодному спокойствию. Каким образом это делается?план анализа стихотворения тютчева листья

В первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней неподвижности, появляется зарисовка яркого короткого лета. Поэт использует прием олицетворения: речь идет от лица листьев на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасания природы. Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и унести их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.

Идея лирического произведения

Осенний пейзаж, когда можно наблюдать кружащуюся на ветру листву, поэт превращает в эмоциональный монолог, пронизанный философской идеей о том, что медленное незримое тление, разрушение, гибель без отважного и дерзкого взлета неприемлема, ужасна, глубоко трагична. Посмотрим, при помощи каких художественных средств поэт это делает.анализ лирического стихотворения тютчева листья

Художественные приемы

Тютчев выразительно использует антитезу. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» (обратим внимание на эпитет!) противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», чем-то сродни безжизненной мумии. В представлении автора хвойные образчики флоры даже не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Так поэт лишает их даже намека на жизнь и движение.листья тютчев анализ Лиственные деревья, наоборот, представлены в непрерывной динамике, переливах света и тени. Поэт использует олицетворение и метафоры: листья — «племя», которое «гостит» на ветках «в красе», «играет с лучами», «купается в росе». При описании хвойных деревьев употреблено слово «ввек», ему противостоит словосочетание «краткое время», относящееся к лиственным. В противовес сниженной лексике, какою представлены торчащие ели и сосны, автор апеллирует к высокому стилю: «зефиры», «красное лето», «легкое племя», говоря о трепетной листве.

Морфологический и фонетический анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Первая строфа, показывающая неприглядную картину застывших в холоде сосен и елей, содержит всего три глагола, употребленных в настоящем времени. Это подчеркивает статичность. Звукопись первой строфы отличается навязчивым присутствием свистящих и шипящих согласных. Во второй строфе, рисующей листья летом, глаголов в два раза больше – их шесть, и употреблены они в настоящем и прошедшем времени, что усиливает ощущение непрерывного движения, краткой, но наполненной жизни. В противовес аллитерации шипящих и свистящих в предыдущей строфе, здесь преобладают сонорные звуки: л-м-р. Это передает состояние гармонии, свойственной вдохновенной и полнокровной жизни.анализ лирического стихотворения тютчева листья
Третья строфа предлагает глаголы в прошедшем времени и в неопределенной форме. Речь идет о приближающейся гибели, увядании. Настроение тревоги и безнадежности создает обилие глухих согласных фонем. Последняя строфа исполнена отчаянной мольбы, она звучит как заклинание, как стон взывающих к ветру листьев. В ней много восклицаний и глаголов будущего времени. В звукописи отчетливо слышны протяжные гласные – о-у-е, которые в союзе с согласными «с» и «т» предают порывистый свист ветра.

Эстетическое кредо поэта

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» помог понять, что это не только изящный образец пейзажной лирики и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Перед нами – емкая философская формула, согласно которой бытие и вечность только тогда и имеют смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, жгучей и трепетной красотой.

Источник: fb.ru

Тема: «Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».

Федор Иванович Тютчев был потомком старинного дворянского рода. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в деревне среди великолепных пейзажей русской природы, возможно, именно поэтому он сумел так чутко, нежно и реалистично описать природные изменения в своих стихотворениях. Большую роль сыграл его учитель, молодой поэт – переводчик С. Раич, он занимался домашним образованием Ф.И.Тютчева, он поощрял первые стихи  и воодушевлял будущего поэта. Первые стихи Ф.И.Тютчева были опубликованы в журнале С.Раича «Галатея». Уже тогда Ф.И.Тютчев произвел впечатление в литературных кругах и показал зрелость своего таланта. Ф.И.Тютчев двадцать два года прожил в Мюнхене, здесь он женился, здесь же он познакомился с философом Шеллингом. Знакомство с известным философом сыграло большую роль в жизни поэта, оказало большое влияние на его творчество. Шеллинг понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла отражение и в творчестве Ф.И.Тютчева, она поможет проанализировать лирическое стихотворение «Листья».              
            В 1830, в год  написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога заставляли Ф.И.Тютчева трагически воспринимать действительность. Поэт думает о кратковременности человеческого бытия, и это заставляет его всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
         Ф.И.Тютчев стремится уловить душу природы, понять ее язык, раскрыть тайные мысли. Природа прекрасна, необъятна и непостижима. Человек – мал, слаб и смертен. Но сила человека – в беспрерывных, неистощимых попытках познания, в том числе и с помощью искусства. Он учится у природы видеть красоту, неповторимость моментов, пытается постигнуть смысл бытия через ощущения природы. Тютчевский человек временами испытывает чувство абсолютного единства с миром природы. В стихотворении «Листья» поэт сравнивает жизнь листьев с жизнью человеческой. Он показывает ее в начале жизни – это маленькие, робко проступающие зеленые клейкие листочки. В буйном цветении молодости – сильные полные жизни листья противостоят ветрам, солнцу и другим невзгодам. Но вместе с тем, они познают все  радости жизни: цветут и блестят, играют с лучами, купаются в росе – наслаждаются всем, что может дать жизнь. Красоту увядания в старости – перед тем, как высохнуть и исчезнуть, они поражают нас буйством красок, насыщенностью цветов. Листья не желают просто висеть и желтеть, они хотят на прощание сделать что-то потрясающее. Да они поблекнут, завянут, умрут, но уйдут они, восхищая окружающих, оставляя о себе след в памяти. Ф.И.Тютчев доносит мысль о том, что гибель без борьбы ужасна, трагична. В отличие от человеческой жизни, природа просто засыпает, а весной с новой силой проявится жизнь листьев. Эта особенность и привлекает Ф.И.Тютчева, заставляет задуматься о смысле бытия, отсюда и идет сравнение жизни человека с жизнью природы. Поэт считает, что подлинное бытие имеет лишь природа: она жива сама по себе и одушевлена.
         В стихотворении  листья противопоставляются иглам сосен и елей. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», похожа на мумию. Иглы вечные, но их жизнь не интересна, не наполнена никакими событиями, они не могут совершить безумного поступка, как листья.  В представлении автора иглы не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Поэт лишает их даже намека на жизнь и движение.  Так и некоторые люди не могут за всю свою жизнь совершить ни одного невероятного поступка – они мертвы для жизни. Ф.И.Тютчев показывает закономерное единство противоположностей не только в природе, но он говорит о том, что и в человеческой жизни имеет место противоположность. Есть люди, похожие на иглы сосен, для которых вечный покой, тишина, статичность – являются смыслом бытия. Люди, похожие на листья никогда не стоят на месте, они не могут жить без взлетов и падений, для них движение – это жизнь. Поэт считает, что тихая, спокойная жизнь без попыток изменить что-либо – бессмысленна. Только тот, кто стремится чего-нибудь достигнуть , пусть и совершая при этом ошибки, способен на рискованные поступки, живет полноценной жизнью, сможет познать жизнь и удовлетвориться ею, может считать, что он не зря жил.
            Несмотря на свои молодые годы (а тогда ему было 27) Ф.И.Тютчев представляет себя внутри стариком, поэтому пишет о том, что он и его ровесники — "легкое племя", жизнь которого кратковременна. По мнению молодого Тютчева, старость и немощность невозможно победить, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою красоту, но и смысл. Ф.И.Тютчев видит в финале любой жизни лишь траур и разочарование и всячески сопротивляется тому, чтобы самому его пережить. Он говорит: "Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!", — отношение молодого Тютчева к старости. Сочиняя это произведение, Ф.И.Тютчев был уверен, что смерть настигнет его глубоко молодым, и он не познает всех "мук" и "страданий" пожилого возраста. Его не покидала надежда на внезапную смерть, дабы не сожалеть о столь короткой жизни.
         Таким образом, проанализировав стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», мы приходим к выводу, что это не только замечательное произведение искусства, но и гениальная попытка трансформировать  картину природы в эмоциональные переживания. Основная мысль – философское понимание того, что даже вечное бытие только тогда имеет смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, яркой, необычной, дерзкой красотой.  

Список литературы:

  1. Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2ч. Ч.1/ И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
  3.  Тютчев Ф.И. «Как сердцу высказать себя…»: избранная поэзия – М.: Вагриус, 2008. – 368 с.

Источник: nsportal.ru